Без господдержки автопроизводители могут отказаться от сборки иномарок в России
При сохранении нынешней ситуации в экономике и снижении импортных пошлин из-за ВТО (сейчас на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 г. снизятся до 15%) локализовать автопроизводство в России после 2017 г. будет нецелесообразно, считает «Соллерс», который ссылается на исследование Roland Berger Strategy Consultants.
Как пишет «Коммерсантъ», об этом российские автопроизводители заявили на экспертном совете при думском комитете по промышленности. В докладе «Соллерса» говорится, что доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин, против 20%, заложенных в госстратегии развития автопрома до 2020 г., и 29%, по данным на 2013 г.
Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 000). Аналитики Roland Berger пишут, что уже есть предпосылки для сокращения выпуска в России иномарок: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с Европой.
На экспертном совете автопроизводители заявили, что без дополнительной господдержки российский авторынок продолжит стагнировать. По данным АЕБ, в первые пять месяцев 2014 г. рынок упал на 6%. В презентации «Соллерса» говорится, что динамика спроса на новые машины «значительно отличается» от прогнозов государственной стратегии развития автопрома и уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 г. разрыв достигнет 36% — 2,3 млн машин вместо 3,6 млн.
В Roland Berger считают, что из России может уйти ряд брендов, существует «опасность отмирания бизнес-модели сборки по контракту» (сейчас есть у «Автотора», Derways, «Соллерса», группы ГАЗ). В зоне риска прекращения сборки в России и перехода на импорт находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW (сборка на «Автоторе»), SsangYong, Opel. Аналитики делают такой вывод на основании оптимистичного варианта прогноза роста продаж машин в России к 2020 г. до 3,3 млн.