История бронирования: «Роллс-Ройс» как производитель бронеавтомобилей
108 лет назад основана компания «Роллс-Ройс». Помимо роскошных автомобилей фирма на протяжении всей своей истории производит военную технику. «Российская газета» узнала, как из лимузина сделать броневик.
Напомним, что Чарльз Роллс был богатым предпринимателем, Генри Ройс — талантливым инженером. Роли в компании распределились соответственно: Роллс занимался финансами и продажей, Ройс — проектированием и производством.
Призрак с пулеметом
Уже первый серийный автомобиль фирмы, Silver Ghost (Серебряный призрак) привлек внимание военных. Автомобиль отличался бесшумной работой, исключительной надежностью и техническим совершенством. Он имел 6-цилиндровый двигатель мощностью 48 лошадиных сил с алюминиевыми поршнями, две свечи на цилиндр, прочное шасси с рессорной подвеской, 4-скоростную механическую коробку передач, барабанные тормоза и редкий в то время электрический стартер.
Идея создания броневика принадлежит капитану третьего ранга из Королевского департамента военно-морской авиации Чарльзу Сэмсону — в августе 1914 года он предложил использовать оснащенные пулеметами автомобили для борьбы с немецкой авиацией и пленения сбитых пилотов. Во время одной из таких операций Сэмсон получил по челюсти бутылкой имбирного пива, запущенной недовольным бельгийцем. После инцидента автомобили оснастили импровизированной броней из 6-миллиметрового котельного железа, а брат Сэмсона Феликс при поддержке первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля занялся разработкой штатного бронекорпуса.
Заказ на их изготовление разместили на французской судостроительной фирме из Дюнкерка, где производили высококачественную хромированную сталь для пароходных котлов, хорошо защищавшую также от ружейного и пулеметного огня. Позже в Дюнкерке стали собирать и сами броневики.
Для нужд армии вместо роскошного кузова на «роллс-ройсовское» шасси устанавливали клепаный корпус из брони толщиной 8-9 миллиметров. В задней части машины находилось боевое отделение с поворотной башенкой, оснащенной пулеметом Максима калибра 7,69 миллиметров или 7,6-миллиметровым «Викерсом». Туда же, под защиту усиленных лонжеронов рамы перенесли топливный бак. Благородное происхождение автомобиля безошибочно угадывалось по форме радиатора, напоминающего фронтон античного храма. Правда, статуэтки «Дух экстаза» на нем не было.
Бронированные «призраки» прослужили в британской армии аж до 1954 года, несколько раз при этом модернизируясь. В 21-м году модификация для Индии получила куполообразную башню с четырьмя пулеметами. В 24-м на броневик стали устанавливать второй пулемет на турели. В 41-м 34 автомобиля 11-го гусарского полка получили новый комплект вооружения: 14,3 миллиметровое противотанковое ружье Бойса и пулемет Брен в открытой рубке.
Кроме того, РГ делится и другим интересным фактом. Несмотря на то, что всему миру фирма Роллс-Ройс известна в первую очередь из-за автомобилей, прославилась и процвела она благодаря авиационным двигателям. Во время Первой мировой войны половина самолетов Антанты была оснащена моторами Ройса — этот факт принес ему титул баронета. А последний спроектированный сэром Ройсом двигатель Merlin стал легендой мировой авиации. Им оснащались предвоенные самолеты-рекордисты и большинство истребителей Великобритании и США Второй мировой.
Сегодня моторы «Роллс-Ройс» устанавливаются на гражданские и военные самолеты и вертолеты по обе стороны Атлантики. В частности, с британскими моторами летал «Конкорд», силовая установка американского перспективного истребителя F-35 разработана с участием подразделения Rolls-Royce Defence.