Инкассаторам отказали в бесплатной парковке
Мэрия Москвы отказала банкирам в увеличении бесплатного парковочного времени для машин инкассации. С такой просьбу Ассоциация российских банков обращалась в департамент транспорта
Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов отказал банкирам в предоставлении вдвое больше бесплатного парковочного времени инкассаторам (30 минут против действующих 15). Соответствующее письмо за подписью Ликсутова направлено президенту Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегину Тосуняну. Ликсутов указал, что банки, занимающиеся перевозкой наличности, должны приобретать парковочные абонементы (стоимостью 10 тыс. рублей на месяц и 100 тыс. рублей на год). Себестоимость услуг инкассации возрастет, что отразится на клиентах, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
С просьбой предоставить инкассаторам больше бесплатного парковочного АРБ обратилась к Ликсутову 8 октября 2013 года. Тосунян мотивировал ее тем, что перевозчики наличности не успевают провести сдачу-приемку денег за 15 минут. Как правило, данная операция занимает до 40 минут. В результате инкассаторы не успевают без нарушений покинуть зону платной парковки, отмечал глава АРБ.
Кроме того, Тосунян указывал, что по инструкции перевозчикам наличности запрещается отклоняться от маршрута и звонить по мобильному телефону, а водителю — выходить из машины, что затрудняет оплату парковки через терминал или сотовую связь.
— Как следствие, в столичные банки массово поступают постановления об административных правонарушениях (неуплата или нарушение инкассаторами порядка оплаты парковки, парковка в неположенном месте), — сетовал президент АРБ. — Кроме того, из-за оборудования пешеходных зон затрудняется передвижение инкассаторов по центру столицы, а также по альтернативным маршрутам — через дворы.
Тосунян указывал, что месячные и годовые парковочные абонементы полностью проблемы не снимают, поскольку не исключены штрафы за парковку инкассаторов под знаками «Остановка запрещена».
АРБ предлагала Ликсутову предоставить перевозчикам наличности ряд послаблений, в частности, увеличить бесплатное парковочное время и разрешить остановку до 30 минут под запрещающими знаками. Также просила разрешить проезд инкассаторов по пешеходным улицам под запрещающие знаки. Еще одна идея АРБ — включить номера специализированных машин по перевозке наличности в систему управления московским парковочным пространством, освободив их от штрафов за неправильную парковку и проезд в зонах запрещающих знаков.
Однако в департаменте транспорта Москвы предложение АРБ восприняли в штыки.
Как заявил «Известиям» Максим Ликсутов, банкиры искусственно преувеличивают масштаб проблемы и послабления им давать не планируется.
— Есть определенный список экстренных служб, которые поддерживают жизнедеятельность города («скорая», полиция, пожарная), на автомобилях этих служб нанесена специальная цветографическая разметка. Для этих автомобилей возможна парковка в зоне платной парковки бесплатно более чем на 10 минут. Сейчас департамент не собирается расширять данный список, — заявил чиновник.
Кроме того, Ликсутов направил письмо Тосуняну, где указал, что включение номеров бронеавтомобилей инкассаторов при регистрации в органах ГИБДД в список машин, освобожденных от штрафов за стоянку под запрещающими знаками, невозможно.
«Останавливаясь в зоне действия запрещающих знаков, инкассаторские автомобили могут создавать аварийные и заторовые ситуации не только для городского и личного автотранспорта, но и для пешеходов. Вместе с тем постановлением правительства столицы для владельцев авто введены абонементы за размещение транспорта на платной парковке с 8.00 до 20.00 на 1 месяц и на год стоимостью 10 тыс. рублей и 100 тыс. рублей соответственно», — говорится в письме.
Учитывая это, Ликсутов предложил банкирам оплачивать парковку (стоянку) инкассаторских машин с помощью абонементов.
Российские банки редко содержат собственные службы инкассации. Они предпочитают привлекать на аутсорсинге специализированные организации, предоставляющие услуги по инкассации: комиссия этих служб составляет сотые доли процентов от объема перевозимых ценностей и наличных денег.
Так, у «Росинкаса», занимающего около 60% рынка перевозки наличных денег и ценностей, комиссия составляет от 0,05%. В среднем стоимость одной поездки броневика с вооруженным сопровождением по Москве обходится в $100–150.
Лидеры на рынке инкассации — Росинкас (свыше 5 тыс. бронеавтомобилей), Сбербанк (более 4 тыс.), «Инкахран» (порядка 500 бронеавто), а также Московский кредитный банк (более 200) и «Уралсиб» (около 40). При покупке абонементов для инкассаторских машин затраты игроков составят до 500 млн рублей в год.
— 100 тыс. рублей за абонемент на один броневик в общей сложности выльется для нас в сумму около 10 млн рублей в год, — сообщил «Известиям» начальник управления автотранспорта Московского кредитного банка Олег Точилин.
— В настоящее время мы не планируем увеличение тарифов за инкассацию для клиентов, но можно однозначно сказать, что приобретение абонементов на парковку увеличит себестоимость услуг, — указала член правления банка «Уралсиб» Светлана Бастрыкина.
Действительно, у бригад инкассаторов Сбербанка при проведении операций инкассации возникают такие проблемы, как остановка спецавтомобиля в зоне действия платной парковки, подъезд к объектам инкассации в зоне действия знака пешеходная зона, остановка спецавтомобиля у объекта инкассации на выделенной полосе движения маршрутных транспортных средств, указали в крупнейшем банке страны.
По словам Точилина, необходима установка специальных табличек под знаками, запрещающими парковку, разрешающих остановку и стоянку спецтранспорту, куда, среди прочих, будут входить инкассаторские броневики.
Банкир считает данную проблему крайне важной, так как все нападения на инкассаторов происходят в момент их следования от объекта до транспортного средства — чем длиннее путь, тем выше риск вооруженного нападения на инкассаторов и, как следствие, возможные жертвы среди рядовых граждан. Точилин напоминает, что до 2006 года инкассаторские броневики попадали под категорию спецтранспорта и были оборудованы проблесковыми маячками.
— Дополнительно можно констатировать наличие существенных затруднений по организации остановки и стоянки инкассаторских машин в зонах платных городских парковок в центре Москвы в границах проезжей части улично-дорожной сети, в частности — постоянная занятость всех парковочных мест на указанных парковках лишает инкассаторские бригады возможности максимально близко подъехать к объекту инкассации для обеспечения безопасности персонала и сохранности ценностей, — добавляет Бастрыкина.
Если мэрия не пойдет навстречу инкассаторам, то они неизбежно переложат свои возросшие издержки на плечи клиентов, указывает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
— А это в первую очередь предприятия торговли, которые из-за этого вынуждены будут поднять цены, — говорит Осадчий. — То есть несговорчивость мэрии в конечном итоге ударит по рядовым москвичам и внесет свой вклад в инфляцию.
Юристы считают, что перевозчикам наличности должно быть предоставлено больше парковочного времени.
— Сейчас инкассаторский автомобиль может бесплатно находиться в зоне бесплатной парковки в течение 15 минут, действительно, такого промежутка времени может и не хватить для выполнения всех операций по приему и выдаче наличных, — отмечает юрист компании «Хренов и партнеры» Светлана Юдина. — Между тем действия сотрудников службы инкассации регулируются документами ЦБ. Данные акты устанавливают строгий порядок передачи и приема наличных денежных средств. Эти процедуры должны проводиться с максимальной точностью и без спешки.
По мнению предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, банки могут позволить себе расходы на покупку парковочных абонементов.
Гарегин Тосунян заявил «Известиям», что повторно обратится к Ликсутову.
— Этот вопрос нуждается в пересмотре, — считает Тосунян. — Вопросы предоставления инкассаторам больше парковочного времени — государственная задача. Недопустимо, чтобы в работе, связанной с перевозкой наличности, возникали дополнительные риски из-за недостатка времени на совершение сдачи-приемки денег.
Как отмечает юрист компании «Юков и партнеры» Рустам Батыров, АРБ может инициировать разбирательство по оспариванию решения департамента города Москвы, постановления правительства столицы в судебном порядке, но с учетом отсутствия каких-либо существенных правовых оснований вероятность удовлетворения требований ассоциации является низкой.