«Оскордъ»: Особенности рынка инкассаторских бронеавтомобилей
Рынок инкассаторских бронеавтомобилей начал формироваться в нашей стране сразу после реорганизации кредитно-финансовой системы и появления первых коммерческих банков. На первых порах банки и службы инкассации, не торгуясь, приобретали зарубежные спецавтомобили самых различных производителей.
Именно тогда в Москве и Санкт-Петербурге обосновались представительства известных во всем мире фирм-бронировщиков: Eurocom (Германия), Armet Armored Vehicles Inc. Ltd. (Канада, США), O’Gara Security International (США, Бразилия, Мексика, Франция, Италия) и др. По признанию участников этого процесса, схема действия была простой: чаще всего за рубежом выбиралась наиболее дешевая модель, которая доставлялась в Россию. Далее включался механизм многочисленных накруток, почти как продажа снегоуборочной техники по выгодным ценам, которые порой вдвое превышали исходную цену, это почти как продажа снегоуборочной техники по выгодным ценам. Нетрудно догадаться, что наиболее предприимчивые из посредников быстро сообразили, что бронирование автомобилей здесь, в России, обойдется несравненно дешевле, что, в свою очередь, гарантирует получение большей прибыли.
В середине 90-х годов в России появились первые «бронеателье». Как правило, они возникали при крупных предприятиях автомобиле- и машиностроения и работали в основном с моделями на базе шасси зарубежного производства. По словам Владислава Никитина, начальника отдела продаж компании «Евраком-Авто», на сегодняшний день на отечественном рынке работает более 20 специализированных фирм-бронировщиков, но только некоторые из них могут создавать действительно качественный, конкурентоспособный продукт.
Наиболее популярные модели на российском рынке инкассаторских услуг — это автомобили известных западных производителей. Среди них особое доверие в банковской среде заслужили такие широкоизвестные марки, как Mercedes Sprinter, Ford Transit и VolksWagen Т5. Как правило, автомобили «под броню» заказывают в комплектации для сурового климата и тяжелых условий эксплуатации. В своем базовом оснащении все они имеют усиленную подвеску, предпусковой механизм для мощного дизельного двигателя, генератор повышенной мощности и дополнительный аккумулятор. Батареи подключаются через разделительное реле: одна используется для пуска двигателя, другая — для прочих нужд. Кроме того, в современных инкассаторских броневиках устанавливаются необычные — взрывобезопасные — топливные баки, сделанные из пластика, что позволяет исключить возникновение искры в случае прямого попадания в них пули.
После того как выбранная заказчиком модель поступает на «конвейер» фирмы-бронировщика, первым делом с нее снимают все «лишние» детали. Здесь на счету каждый килограмм — ведь мало сделать машину неуязвимой, необходимо обеспечить ей высокую жесткость и приемлемую грузоподъемность. Так, бронированный по третьему классу VolksWagen Т5 весит 2200 кг, Mercedes Sprinter 300-й серии — 2900 кг, при этом оба могут взять на борт до 600 кг драгоценного груза.
Традиционно специалисты выделяют два основных вида бронирования инкассаторских «карет»: внешнее и скрытое. В первом случае автомобиль одевают в бронекокон, она становится похожа на некое подобие боевой машины пехоты. Во втором — к силовому каркасу модели приваривают специальные усилители, на которые вешают броню, а уже поверх нее крепят основные несущие конструкции кузова. Такая технология позволяет скрыть факт бронирования от посторонних глаз, полностью сохраняет внешний дизайн и ремонтопригодность автомобиля.
Основной принцип, которым руководствуются бронировщики в ходе своей работы, — обеспечить полную безопасность экипажа. Именно поэтому они стараются перекрыть все даже незначительные, но потенциально простреливаемые зоны автомобиля – стыки бронелистов, проемы дверей, окон, люки и бойницы.
Защищает инкассаторов в основном российская броня. Специалисты выделяют три основных вида защитных материалов: непрозрачную броню (бронематериалы, керамика), многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фиберглас) и многослойные пулестойкие стекла. Традиционно толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от определенного оружия. Так, для успешного противостояния АК-47 (меньший уровень мы просто не рассматриваем) с обычной пулей калибра 7,62 мм достаточно брони толщиной 4–4,5 мм, полимера — 20–25 мм, пулестойкого стекла толщиной 29–33 мм.
Достоверно известно, что самое слабое место бронированных машин — двери. Мало того, что открывать-закрывать их приходится по сто раз на дню, так еще российские ухабы да буераки «способствуют». Ноу-хау отечественных бронировщиков — накатные ролики и оригинальный ригельный механизм: при его закрытии дверь приподнимается и плотно прижимается по периметру проема, как в самолете. Благодаря этому снижается нагрузка на петли и замки, а также достигается полная герметичность внутри салона. Есть и другие изобретения, которые постепенно перенимают на Западе: оригинальной конструкции бойницы, вентиляционные и эвакуационные люки, бронированная боковая сдвижная дверь.
В заключение хотелось бы обратить внимание на немаловажный факт: в России заказчики услуг бронировщиков имеют практически полную свободу выбора варианта компоновки и комплектации, тогда как западные фирмы предлагают выбирать из того, что есть. К тому же изготовление броневика за границей существенно дороже (в Германии, например, бронирование VolksWagen обойдется в 75 тыс. евро против 50 тыс. евро у нас). Да и «российский» автомобиль клиент получит на 2–3 недели раньше с трехгодовой гарантией эксплуатации.
');